Собачье сердце
Читая всё ещё загадочную, мистическую (куда беж мистики у Булгакова) и довольно сатирическую повесть "Собачье сердце", главный вопрос, который возникает в голове, это: "Каждый ли человек способен измениться?". Но ответят на него все по-разному, и кто знает, перерастёт ли мышление, интеллигентность и культура могут сменить положение в стране?
Главная мысль может быть разобрана на несколько, это и трудность создания нового человека, и то, как революция является насильственным изменением строя, и как противопоставляются друг другу абсолютно полярные слои общества, среди которых профессора и деятели науки, а с другой большевики - озлобленные дети революции советского общества.
"Всякая форма насилия над личностью,
физическая или идеологическая,
не может привести к успеху"
В подобной цитате можно увидеть и превращение Шарика из доброго, почти покорного пса в человекоподобную личность в лице Полиграфа Шарикова. Шарик произвёл скачок между условными мирами жизни: холодной и мрачной улицей, где он голодает и страдает от ошпаренного бока, уже не надеясь увидеть новый день, встречается с профессором Преображенским, проходит через его операционный стол в уютной и чистой квартире, попадая в новое тело, проходит через память нового тела, и с огорчением Преображенского в своём детище, становится псом обратно.
Естественно мы все понимаем, что сделать хоть и из человека не самых высоких нравов, убитого в пивной музыканта и алкоголика, Клима Чугункина, в следствие метаморфозы с собакой, абсолютно новое, рукотворное существо, и обучить его нравам, наукам и порядочности - абсолютно невозможно. Но нельзя недооценивать этот интересный фантастический приём, который сделал повесть не только острой в плане политического подтекста, но и фантастично-загадочной. Но можно также разглядеть в попытке создания личности в животном эксперимент с социализмом.
Кстати, мы знаем, что рукописи Булгакова всегда проходили долгий путь к читателю, так роман "Мастер и Маргарита", законченный в начале сороковых, дошёл до людей лишь в шестидесятых-семидесятых годах. А "Собачье сердце" продвигалось ещё дольше, теперь оно вспоминается также часто, как и вышеупомянутый роман. Булгаков писал о власти не что-то просоветское или антисоветское, а то что думал, как видел этот строй со стороны, антисоветским это считалось при анализе, даже когда Булгаков читал свою повесть на "Никитинских субботниках" (кооперативное издательство писателей), провластные агенты, которые были там и слушали чтение повести, в будущем совершили донос на сущую антисоветскую пропаганду.
В каких бы условиях не существовала душа человека, будь он пьяницей и вором в пивной "Стоп-сигнал" или профессором и деятелем наук, хирургом-экспериментатором и врачом, судьба его лежит в его же руках, и удержать себя от потока, будь то революций или режимов, или стать им, решает сам человек.
Комментарии
Отправить комментарий